Как научить младшего школьника общаться: шпаргалка для родителей

16.09.2019

Как научить младшего школьника общаться: шпаргалка для родителей

С.С. Смирнова, педагог-психолог, образовательный кинесиолог, Москва

Успешность ребенка в школе зависит не только от учителей. Немалый вклад могут внести и родители. Но, к сожалению, они часто сами не умеют общаться с ребенком. Как научить его высказывать свои мысли, выслушивать и принимать мнение других? Как правильно критиковать его? Зная ответы на эти вопросы, родители будут способствовать правильному формированию учебной деятельности, а также адекватной самооценки ребенка.

Важная задача ребенка младшего школьного возраста — научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача простая и понятная. Но вспомним, как чаще всего родители обращаются со своими детьми. К сожалению, в большинстве семей этот процесс сводится к выдаче указаний и контролю их выполнения: «Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в школу! Ты ела?».

Формируем умение высказывать свои мысли и принимать чужие

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: «Что было в школе?», «Как тебе мультик?», «Почему ты подружился именно с этим мальчиком?». Но если ребенок слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно — они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: «Ты понял(а)?». Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Чтобы развивать в ребенке умение высказывать свои мысли и слушать (принимать) мнение других людей, да и просто быть в курсе того, чем живет сын или дочка, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Раз в неделю разговаривать с ребенком по душам.

2. Выделить время для общения, которое комфортно обеим сторонам, — пока стоите в пробке или идете куда-либо, когда готовите вместе ужин, вечером перед сном. Если детей несколько, желательно хотя бы иногда выделять время для разговора с каждым отдельно.

3. Применять навыки эффективного общения:

·         задавать открытые вопросы — такие, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например: «Какие уроки тебе нравятся больше всего?», «Как ты думаешь, как лучше всего провести выходные?»;

·         стараться не перебивать, разве что в случаях, когда надо подтвердить, что мысли ребенка правильно поняты, и показать, что его действительно слушали. Например: «То есть Маша с тобой не спорит, в отличие от Кати?», «Ты хотел сказать, что космические путешествия пока возможны только в кино?».

4. В своей ответной реплике обязательно подчеркнуть, что мысль, высказанная ребенком, интересна, даже если вы с ней не согласны. Потом привести собственное мнение, желательно подкрепленное аргументами и занимающее по времени не более 2–4 мин. После чего хорошо бы уточнить, понял ли ребенок то, что ему сказали. Иногда, увлекаясь, взрослые используют много непонятных детям «взрослых» слов.

У педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение, — был бы действительно заинтересованный слушатель.

Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам. Принципы проведения такой дискуссии просты, родители могут тоже их придерживаться.

Принципы проведения дискуссии

1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать — поднимает руку.

2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять («Ты имеешь в виду то-то или то-то?») и обобщать («То есть вот так…»). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.

3. Обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему, отметить: «Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках». Если же цель — разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто «закруглить» репликой: «Спасибо, очень интересно ты рассказала. Я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать — давай передадим слово кому-нибудь из них».

4. Привести точку зрения ученых, если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: «Это Дед Мороз зимой белок красит» или «Это папа-белка своей семье новые шубы покупает». Но не следует преподносить ее с позиции: «Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так…». Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

Скачать принцыпы проведения дискуссии в pdf

В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения:

·         принимать иную точки зрения,

·         не перебивать других,

·         внимательно выслушивать и только после этого высказываться.

Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. Это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, дает возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/aexanw.jpg

Постоянные окрики взрослых, обесценивание мыслей детей, нехватка времени для того, чтобы их дослушать до конца, порождают заниженную самооценку, страх перед публичным выступлением и вообще перед высказыванием собственных мыслей сначала маме с папой, потом учителям, потом начальству. А иногда и друзьям.

Учимся критиковать ребенка

Другая задача на данном возрастном этапе — формирование конструктивного отношения к неудачам. И детям, и взрослым нужно принять тот факт, что ошибки при выполнении заданий неизбежны, и аккуратность ребенку не всегда удается соблюдать. Рассмотрим адекватный способ его критики.

Часто родители сразу замечают, что сделано не так, и в лучшем случае спокойно говорят, в худшем — указывают на это с криками и выдиранием листов из тетради. Если такая тактика применяется регулярно, то рано или поздно ребенок перестает чувствовать себя любимым, а также теряет веру в свою успешность. У него складывается ощущение, что он неумеха, который всегда все делает не так. Чтобы критика оказалась конструктивной, необходимо следовать правилам.Хочу такой сайт

Правила конструктивной критики

1. Обязательно начните с того, что получилось. Желательно даже, чтобы ребенок сам внимательно осмотрел, к примеру, свой ряд разномастных крючочков и нашел те, которые больше похожи на образец. Если он говорит, что все прекрасно или, наоборот, что все не так, — нужно спокойно показать, что получилось хорошо, и объяснить почему.

2. Найдите то, что вышло «так себе», или то, над чем еще стоит поработать.

3. Определите план действий. Например: написать еще строчку крючков; или выписать важный элемент, который хуже всего получается; или отдохнуть полчаса и сделать потом. Это можно решить, глядя на состояние ребенка, определив степень его усталости, включенности в работу.

Скачать правила критики в pdf

Весь процесс обучения похож на подъем по лестнице многоэтажного дома. Когда ребенка учат обращать внимание прежде всего на то, с чем он справился, — у него появляется повод гордиться собой. Тогда у него под ногами будет не пропасть вечного неуспеха, а приличное количество пройденных ступеней. Конечно, чтобы попасть на верхние этажи, нужно еще потрудиться, но если участок пути преодолен — значит, ребенок способен на этот подъем.

Взаимодействие со взрослыми

Еще одна важная особенность младшего школьного возраста: изменение отношений со взрослыми. До школы родители были главным авторитетом в жизни ребенка. А с началом ее посещения таковым становится учитель. И вот уже родители на многие свои предложения и мнения с удивлением слышат: «А нам учитель сказал по-другому».

Для позитивного отношения к образовательной деятельности важно, чтобы контакт с педагогом сложился. К сожалению, не каждый учитель готов профессионально относиться к особенностям ребенка. Если он настроен к школьнику негативно, тот обречен на трудности в учебе, а позднее и в дружеских контактах со сверстниками. Отношение учителя задает тон взаимодействию детей в классе. Поэтому так важно найти грамотного педагога. Особенно если ребенок имеет неврологические проблемы или межполушарные нервные связи созревают неравномерно.

Как можно понять, подходит ли конкретный учитель ребенку? Приведем несколько рекомендаций.

Как найти «своего» педагога для ребенка с неврологическими проблемами

1. Сходить в школу в день открытых дверей, посетить открытые уроки, на которых можно увидеть, как учитель взаимодействует с детьми.

2. Попросить педагога уделить время и ответить на волнующие вопросы. Спросить, как он относится к детям с особенностями, характерными для вашего ребенка. Поинтересоваться, по какой программе будут проводиться занятия, и почему предпочтение отдается именно этой программе и т. п. Важно и то, что отвечает педагог, и то, какие у вас возникают ощущения от общения с ним. Вам комфортно или вы зажались? Наше интуитивное чувствование других людей, основанное на работе зеркальных нейронов, уже на пятой секунде контакта позволяет «считать» собеседника.

3. Расспросить родителей тех детей, которые уже учатся у этого педагога. Они могут рассказать подробности: о критериях оценок, атмосфере в классе, уровне требований.

4. Если контакта все же нет, постараться изменить ситуацию, совместно с учителем выработать стратегию поведения. Если это не помогло, стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Также родителям важно понимать, что ребенку с неврологическими трудностями или незрелостью мозговых структур сложно в школе. Если повышенная отвлекаемость, проблемы с произвольным поведением, трудности с чтением и письмом не корректируются, а остаются на прежнем уровне, то для таких детей лучший вариант помощи — работа со специалистами разных направлений: нейропсихологом, дефектологом, логопедом.

Нейропсихолог — это специалист по работе мозга. Чаще всего он работает с детьми от 4 до 12 лет, имеющими проблемы в обучении или какие-либо особенности в развитии, поведении:

·         трудности в усвоении материала и при выполнении домашних заданий (повторяющиеся ошибки, неаккуратность в почерке);

·         низкая учебная мотивация, ребенок не хочет учиться;

·         утомляемость, медлительность;

·         невнимательность — трудности с концентрацией внимания, отвлекаемость;

·         неусидчивость, повышенная двигательная активность, гиперактивность;

·         задержка или нарушение речевого развития;

·         неустойчивость настроения, ранимость, обидчивость и пр.

В сочетании с подобранными дополнительными заданиями нейропсихологическая коррекция способствует формированию всех важных нервных связей между разными отделами мозга. В результате у ребенка улучшаются контроль поведения в школе, усидчивость, корректируется внимание.

Дефектологи и логопеды работают с особенностями развития навыков чтения, письма, математики. Дети начинают лучше осваивать материал, у них появляется повод верить в себя и гордиться собой, повышается оценка. А значит, и контакт с учителем, и самоуважение, и овладение новыми умениями, и высказывание своего мнения — все необходимые новообразования этого возрастного периода — будут освоены.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.09.2019

Дата обновления: 16.09.2019

Дата публикации: 16.09.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640006908

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».